2014

Инклюзивное образование пришло в московские школы

Очень часто старшие поколения считают, что культура вырождается с каждым новым поколением. Но, знаете, мне вот кажется, что новое поколение будет лучше, терпимее, добрее. Почему?

Помните как в детстве ваши одноклассники, а может быть и вы сами, относились к детям со слабым зрением? Очкарик, четырехглазый, ботаник – это лишь малая часть эпитетов, которыми награждали деток в очках. Такие ученики были редкостью, диковинкой, вот и вызывали жестокую реакцию. А сегодня в обычных школах могут учиться дети с намного более серьезными физическими ограничениями и дети уже намного лояльнее относятся к ним.



В конце декабря мне удалось встретиться с Татьяной Васильевой на тему особых образовательных возможностей для детей, итогах реализации инклюзивных программ в школах Москвы в 2014 г. и перспективах развития на 2015 г.

Татьяна Викторовна рассказала, что сегодня удалось добиться того уровня развития программы инклюзивного образования, когда каждый московский ребенок-инвалид может получить возможность обучаться в любой общеобразовательной школе и, если она пока не отвечает потребностям ребенка, то по заявке родителей и по рекомендациям медико-психолого-педагогической комиссии школу подготовят и оснастят специальным оборудованием. Кстати, с этого года работники этой комиссии могут приезжать на встречу с родителями и детьми прямо в школу.

IMG_6327

На сегодняшний день, уже больше половины московских школ отвечают требованиям инклюзивного образования. Преподаватели проходят специальные курсы повышения квалификации, чтобы иметь возможность эффективно работать с особенными детьми. Однако встречаются ситуации, когда родители активно выступают против и считают, что включение не совсем похожих детей в процесс учебы отнимет время у всех остальных. Конечно, не должно быть такого процесса в образовании, когда одно идет в ущерб другому. Поэтому если ученику нужно больше внимания, то с ним находится ассистент или тьютор – сопровождающий с профильным образованием, который помогает ребенку учиться. Хотя профессия «тьютор» уже несколько лет как внесена в реестр профессий, пока не так много ВУЗов готовят специалистов. Между тем, по словам Васильевой, потребность в таких педагогах будет возрастать: только в Москве сейчас 16 тысяч детей-инвалидов и более 21 000 детей с ограниченными возможностями здоровья.



Что все это дает школам? Во-первых, дети учатся понимать и принимать инвалидов. Это важно, ведь для предыдущих поколений инвалиды были невидимками. И, чтобы успешно интегрировать инвалидов в общество, нам нужно с малых лет показывать детям правильное отношение к людям с ограниченными возможностями.

Во-вторых, учителя тоже не останутся в накладе. Они получают возможность зарабатывать больше, если в классе учатся особенные дети, а также дополнительные возможности для реализации своих талантов и новую профессию – тьютор.

Но что это дает нам с вами? Сегодня, может показаться, что нам-то до этого совсем нет дела. Но жизнь непредсказуема и завтра вы можете оказаться на месте тех, кого сегодня считаете невидимками. Разве вам а хотелось бы жить в обществе, которое поймет и примет ваши потребности?

Уже читала про вашу встречу с Татьяной Васильевой. Впечатление от обоих постов хорошее. Дети с ограниченными возможностями действительно должны учиться с обычными детьми.
Тема интересная. Сама от себя не ожидала, что буду столько вопросов Татьяне задавать.
Стареет, и инвалидизируется быстро страна!
Особенно много в ней инвалидов души, и ума!
Re: Стареет, и инвалидизируется быстро страна!
И к чему это? По мне так наоборот страна развивается и старается каждому гражданину дать лучшую жизнь
отличная программа, на мой взгляд - у детей должно выработаться адекватное отношение к "другим" детям и потом не нужно забывать и о том, что инвалидность и другие проблемы могут приобретаться не обязательно родиться не таким
Нельзя же всех под одну гребенку ровнять... Дети разные. Если на 21 тысячу больных детишек попалась парочка агрессивных - это не значит, что все такие. Среди здоровых детей тоже полно тех, кто руки распускает. Почему вы не пишете, что все здоровые дети задиры?

Причем детям-инвалидам нужно пройти специальное осведетельствование у специалиста, чтобы попасть в обычную школу.
Про то что отношение к очкарикам изменилось за последние десять лет замечал, да. Но я думаю, тут дело не в какой то особой доброте. Просто дизайнеры очков , наконец то, научились делать очки, в которых человек не выглядит смешно.
Ведь смеялись то раньше не над тем, что у человека со зрением проблемы. А над его нелепым видом в дурацкого вида очках с круглыми стеклами в толстой оправе. А сейчас иной человек в хороших очках выглядит лучше чем без них).
Не факт, сейчас в моде у хипстеров старомодные очки и все равно это выглядит стильно. Мы просто привыкли к тому, что некоторые люди носят очки. Возможно, когда-нибудь мы сможем привыкнуть и к инвалидам.
так-таки и пришло? неужели больше половины школ уже оснащено лифтами? и педагоги действительно научились одинаково успешно работать и с глухими, и со слепыми, и с умственно отсталыми и при том еще и обычным внимание уделять в должном объеме? мне кажется, вы чересчур оптимистичны в своих оценках.
Если ребенку требуется дополнительное внимание - ему предоставляют тьютера, который помогает и ребенку и преподавателю. Всегда надо с чего-то начинать. Если ничего не делать - ничего не изменится
ерунду пишете.
мой сын носит очки.
учится в младшей школе.
еще 2 человека в классе носят очки и учительница.
и его дразнят очкариком. и это - проблема.
в садике, к слову, такого не было от слова - совсем. хотя садик не специализированный. а в 1 классе те же вчерашние детсадовцы начали дразнить.
а уж если у ребенка к тому же отсутствует (принципиально) смартфон...
Дразнящих стало меньше, но чтобы они исчезли совсем, надо разговаривать с детьми и родителями. Объяснять детям, поддерживать в них хорошее
Не, в школах (подавляющем большинстве) сейчас беда.
Очень непростая тема. К сожалению, физиологические ограничения нередко отражаются и на сохранности интеллекта. Но соответствующие диагнозы зачастую идут в качестве "сопутствующих" или вообще нигде не фиксируются (родители не хотят "выставлять напоказ" умственные и психические проблемы своего ребенка). И о каком-то действенном механизме фильтрации таких скрытых проблем мне пока не известно. А вот инклюзия деток с нарушениями интеллектуального развития (тем более - с психическими сложностями) - это, на мой взгляд, преступление. Причем в отношении всех участников образовательного процесса. К сожалению, большинство реформ у нас сопровождается лозунгом "лес рубят - щепки летят". Только здесь в роли "щепок" - дети, родители, учителя...
Это все делается осознанно. Задача сделать всех типа "равными". Но это возможно только уровняв деток по нижней границе возможностей. Отсюда ввод универсальных экзаменов-опросников, закрытие спец. школ., спец. классов., ввод инвалидов в учебный процесс. Так как все идет по одним и тем же лекалам, в скором времени права таких детей станут выше прав обычных ребятишек и весь класс, а то и школа будет под них подстраиваться, чтобы они "не расстраивались". Это сознательный путь деградации общества.
это очень нерационально, можно сказать из-за 1 инвалида надо установить дорогое оборудование, а самому инвалиду каково -добираться всякий раз до школы??? в чем же вы видите прогресс??? ранее ученик мог сам обучаться дома (учителя должны были к нему приходить), а учеников таких не так много, а теперь -им самим переться на колясках и костылях, созерцать мир здоровых детей. Что в этом хорошего?
Согласитесь, что возможность выбора - это лучше. Никто же не запрещал домашнее обучение? Но дали возможность выбора
долгий процесс "ломки восприятия"..но дело нужное, на мой взгляд.
Хорошо, что хоть что-то делается... Жаль только, что как мне кажется инвалидов становится всё больше. Или мне кажется потому, что раньше мы их попросту не видели?